Воскресная школа при Зачатьевском храме города Чехов
Воскресная школа при Анно-Зачатьевском храме имеет богатую историю, начавшуюся задолго до 1917 года. К 1914 году в трехклассной церковно-приходской школе обучалось более 70 учеников. Попечителями и благоустроителями школы были сестры Гончаровы: Екатерина Ивановна, Надежда Ивановна и Наталья Ивановна, владелица усадьбы Лопасня-Зачатьевское. Наталья Ивановна расширила и перестроила здание школы за собственный счет, она долго добивалась открытия в школе четвертого класса, что в итоге удалось сделать неофициально. Наиболее одаренных детей готовили к поступлению в средние учебные заведения. В годы советской власти церковно-приходская школа была закрыта и заработала вновь с открытием храма в 1988 году. Неотъемлемой ее частью является воскресная школа для взрослых. В 2008 году школа получила отдельное здание, которое к 2010-2011 учебному году было полностью реконструировано: расширены старые и добавлены новые классы. Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия школе присвоено имя священномученика протоиерея Иоанна Смирнова.
Сейчас срок обучения в воскресной школе составляет восемь лет. Приобщением детей к Церкви с самого детства (6-7 лет) и до их подросткового возраста (15-16 лет) мы охватываем самый трудный переходный возраст ребят, когда у ребенка формируется общее мировоззрение и отношение к жизни. Не всегда это проходит безболезненно, однако система ценностей, на фоне церковной и Литургической жизни ребят имеет незыблемую и твёрдую основу.
Первый документ при поступлении ребёнка в школу заполняют родители. В приёмной анкете мы просим указать не только адрес, телефон и прочие биографические данные ребёнка, но также нас интересует, есть ли в доме молитвенный уголок, венчаны ли родители, есть ли противники обучения ребёнка в воскресной школе. Второй документ именуется «Обязательства родителей». Несложные пункты документа позволяют выявить готовность родителей участвовать в школьных мероприятиях, соблюдать правила поведения, принятые в школе, и исполнять духовные рекомендации преподавателей в священном сане. Таким образом, с самого первого приёмного собеседования наша школа обозначает серьёзность воспитательного процесса, в который вовлекаются и ученики, и родители. Кроме того, в конце учебного года каждый ученик получает переводную ведомость, а выпускники получают красочный диплом с подписью отца Настоятеля.
В младших классах вниманию ребят предлагаются для изучения простейшие понятия о молитве, о храме, о грехе и добродетели, на примере семьи обозначается элементарное представление о Церкви, как о живом организме. В более старших классах вводятся такие предметы как Литургика, церковно-славянский язык, как богослужебный язык Церкви, общая церковная история и история Русской Православной Церкви. И, конечно, в самом старшем классе, где возраст ребят достигает подросткового, преподаётся Катехизис, который является обязательным предметом начальных курсов средних Духовных учебных заведений.
Учащиеся мальчики проходят алтарную практику: учатся разжигать уголь для кадила, правильно складывать стихарь, зажигать свечи, и через это приобщаются к правилам благоговейного поведения в святом алтаре. В старших классах ведётся практикум по славянскому языку, где ребята учатся читать богослужебные тексты, а самые успевающие допускаются к чтению в храме за богослужением.
На сегодняшний день школа обладает сплочённым преподавательским составом, с чётко определенной структурой руководства. Как в любом учебном заведении руководство школой сосредоточено в руках директора, у которого есть помощник - завуч. Ведётся система классного руководства. Также имеется родительский комитет, состоящий из Председателя и родителей учеников каждого класса.
В нашей школе сформировался достаточный опыт, чтобы говорить о методике преподавания Закона Божия, анализе педагогических решений, свободному изложению богословского материала, адаптированного к восприятию юным слушателем. Всё это обеспечивает достижение тех целей и задач, которые ставит перед собой педагогический коллектив нашей воскресной школы, а именно - сделать доступными, понятными, а главное, интересными и живыми те истины Святого Евангелия, которые впоследствии для каждого христианина становятся основными законами жизни.