Храм Грузинской иконы Божией Матери села Якшино
Настоятель: Протоиерей Евгений Хмыров
В начале XVII века, на реке Челвенке был построен деревянный храм. В писцовых книгах 1627-1628 гг. говорится: «на погосте церковь Покрова Пресвятые Богородицы древяна клетцки, строение приходных людей; у церкви во дворе поп Петр Иванов…» Сколько этот храм просуществовал – не известно, но погост, бывший при храме, был уничтожен уже в советское время. Ныне село, в котором находился храм, сохранило историческое название – Покровское. Известно так же, что ко времени строительства нового храма, старый, деревянный, «пришел в ветхость».
Село Якшино Подольского уезда, что находится рядом с с. Покровское, принадлежало князю Г.А. Волконскому, который основал здесь, на берегу реки Челвенки, каменный храм в честь Грузинской иконы Божией Матери. По преданию, на месте будущего строительства храма князю было видение Грузинской иконы Божией Матери, весьма почитаемой в то время по всей России, после чего он и дал обет построить на сем месте храм. Но достроил храм уже его сын, Александр Григорьевич Волконский. В прошении князя Александра Григорьевича, поданном в 1767 году на имя императрицы Екатерины Алексеевны с просьбой о разрешении проведении работ по утеплению и реконструкции храма, говорится, что храм построен в 1710 году. Позднее в 1773 г князь Александр Григорьевич Волконский был погребен в левом приделе самого храма. Его останки были найдены там уже в наше время, во время расчистки фундамента храма, когда велись восстановительные работы. Было найдено захоронение с янтарным нательным крестом, указывающем на принадлежность почившего к княжескому роду. Из архивных документов стало известно, что погребен здесь князь Александр, сын сенатора князя Григория Ивановича Волконского, 68 представитель третьей ветви князей Волконских, ведет род от князя Феодора Феодоровича Тарусскаго, князя Волконского, (XV колено династии Рюриковичей).
В советское время храм разделил судьбу многих других храмов. Последним настоятелем в нем был священник Аркадий Лобцов. Родился он 22 января 1895 г. в городе Переславле Ярославской губернии в 1909 г. окончил Переславльское Духовное училище, затем, поработав 2 года рассыльным у судебного пристава, устроился псаломщиком. Служил в Красной армии, пленен на Польском фронте в 1920 г. После плена вновь стал псаломщиком. В 1922-м был рукоположен во священника в Иваново-Промышленной области, где прослужил до 1929 года. С 1929 года и до своего ареста отец Аркадий служил в храме Грузинской иконы Божией Матери села Якшино. Старожилы вспоминают отца Аркадия как необыкновенно доброго и внимательного человека. Особенно он любил детей: «у него всегда были орешки в кармане, которыми он щедро нас одаривал», - вспоминает одна из прихожанок с. Якшино. 27 января 1938 года священник Аркадий Лобцов был арестован и обвинен в антисоветской деятельности. Нашлись два лжесвидетеля, оклеветавшие священника. 11 февраля отец Аркадий был приговорен к расстрелу, а 17 февраля расстрелян на Бутовом полигоне и погребен в безвестной общей могиле. Определением Священного Синода в 2002 году священномученик Аркадий Лобцов был причислен к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
После ареста отца Аркадия храм осиротел, нового настоятеля сюда не назначали, – в районе велась активная атеистическая деятельность, и особые горячие споры велись как раз вокруг Якшинского храма. В Чеховском архиве сохранились папки с документы о закрытии храмов в конце двадцатых-начале тридцатых годов. Некоторые из папок – тоненькие: священники о общины сдавались быстро. Другие же содержат многие десятки страниц. Но самая толстая – о попытках закрыть храм села Якшино. Этот небольшой храм очень портил победный рапорт ОГПУ: «На 1 января 1930 года закрыты три церкви», «в феврале 1930 года закрыто 16 церквей и монастырь «Давидова Пустынь». Для закрытия храма Грузинской иконы привлекались и молодежь, и школьники, были вовлечены в процесс жители ближайших деревень, однако закрыть его смогли только после ареста настоятеля – священника Аркадия. Сам же храм простоял до 1953 года.
Весной 1953 года председатель колхоза им. Крупской тов. Соломатин самовольно завалил колокольню на местное кладбище, испортив при этом часть захоронений. Способ разрушения был выбран варварский: над фундаментом выбивались ниши, в которые вставляли деревянные пни. Затем пни подожгли и колокольня рухнула, потянув за собой свод храма. За порчу могил на председателя пошли жалобы в исполком. На заседании исполкома Лопасненского райсовета от 30 мая 1953 г. было решено объявить тов. Соломатину выговор и обязать его разрушить храм во избежание несчастных случаев. Тогда же храм был взорван. Из кирпича взорванного храма неподалеку была построена овчарня. Само же место храма было забыто и вскоре заросло деревьями и кустарником.
В конце 80-х историей храма заинтересовался местный художник. При помощи жителя села Ходаево, некогда участвовавшего в разрушении Якшинского храма, он нашел место, где располагалась церковь, расчистил его, и вместе они установили здесь поклонный крест, дабы обозначить святое место и успокоить томящуюся совесть бывшего разрушителя храма.
В 1998 году началось возрождение храма. По архивным документам был воссоздан облик древней святыни. На старом, местами уцелевшем фундаменте, началось строительство храма из кирпича, уже разобранной той самой овчарни. К 2004 году были выведены стены и своды храма, поставлены купола с крестами. Тогда же в этом, еще пустом здании, вновь возродилась духовная жизнь. 4-го сентября, на престольный праздник в храме была отслужена первая Литургия.
В 2007-2008 гг. в храме были проведены полномасштабные работы по росписи стен храма, позолочены купола.
Храм имеет три предела. Центральный посвящен Грузинской иконе Божией Матери, северный – святым Первоверховным апостолом Петру и Павлу и южный – Святителю Николаю, Мирликийскому Чудотворцу. Известно что до революции в храме находилась чудотворная Грузинская икона Божией Матери.
19 сентября 2009 года храм был освящен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.
В настоящее время ведется реконструкция здания воскресной школы. Так же благоустроена территория вокруг храма. Благоустроена территория прилегающего кладбища.