Храм Преображения Господня села Спас-Темня

Настоятель: Священник Николай Метенько

Темна упоминается в духовной грамоте 1328 г. московского князя Ивана Калиты, внука Александра Невского.  После его смерти в 1340 г. оно перешло в удел первого серпуховского князя Андрея Ивановича Серпуховского, который в духовной грамоте 1401 г. завещал его жене Елене Ольгердовне. Древняя Темна была форпостом, охранявшим московскую землю от набегов татар и литовцев. Теменский сторожевой го­род был защищён рекой Нарой, двумя глубо­кими оврагами и недалеко протекавшей рекой Теменкой, отсюда и название города - Темня. Это место издревле было густо заселено. Все окрестные сёла и деревни входили в состав Темнинского стана Серпуховского уезда. Центром всего стана являлся погост Спас-Темня на левом берегу Нары. Здесь жили представители светской и церковной власти, сюда съезжались и все окрестные жители: кому надо было написать челобитную в податной избе, кто хотел что-нибудь купить на торгу. Здесь стояла деревянная церковь Спаса Преображения. В дозорной и описной книге церквей и земель 1620 г. записано: "В Теминском стану погост Спасский на реке Наре, а на погосте церковь Преображения Спасова древяна клецки, строение церковное приходских людей".

Трудно сказать, сколько церквей стояло на этом месте, сменяя друг друга: антиминсы на их освящение выдавались регулярно. Наконец в 24 мая 1736 г. отставной солдат лейб-гвардии Преображенского полка Никита Карпович Козлов подал прошение: " вышепоказанная приходская церковь Преображения Господня, что в Теменском стану, в селе Спасском на реке Наре имеется деревянная и весьма обветшала и служить в ней невозможно; того ради желаю ныне я,  вместо оной ветхой деревянной построить вновь каменную церковь во имя того жъ храма Преображения Господня ".

Преображенская церковь типа "восьмерик на четверике" - памятник серпуховской "школы" зодчества, причём занимающий в её развитии исключительное место. Обработка фасадов ограничена лопатками на гранях апсиды и восьмерика, простым кирпичным карнизом и прямоугольными окнами в плоских рамочных наличниках. Кирпичная кладка, превратившаяся здесь в основное средство художественной выразительности, никогда не знала ни штукатурки, ни побелки. Ее правильные крестовые ряды с тщательно зачеканенными швами своей мозаикой убеждают, что чистая плоскость кирпичной стены сама по себе монументальна и выразительна. Позднее старая часть церкви претерпела некоторые изменения, в частности надложенная апсида сравнялась с четвериком, растёсаны порталы и окна, барабан завершила новая фигурная глава. Ампирные приделы Владимирской иконы Божией Матери и святителя Иоанна Новгородского появились в 1-й половине XIX века, когда придел 1760-х гг. и трапезная были разобраны до основания и сложены вновь выше и обширнее. Существующий ныне вид памятник приобрёл после возведения во 2-й половине XIX в. монументальной трёхъярусной колокольни.

В 1962 г. храм был закрыт для верующих и вновь открыт в 2002 г. в сильно разрушенном состоянии.